О повышении в 2010 году размеров государственной пошлины в арбитраже

Новый 2010-й год встретил должников и взыскателей долга повышением размера государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Популярность арбитражных судов как места решения экономических споров достаточно высока, поскольку исполнение судебного акта обеспечивается силой государственного принуждения. Общественность сразу же окрестила повышение размера госпошлины «непопулярным решением».

С наступлением мирового финансово-экономического кризиса число обращений в арбитражный суд существенно возросло, что осложнило работу всей системы арбитражных судов. Количество дел, приходящихся на одного судью в первой инстанции, превышает норму в несколько раз, о чем неоднократно упоминал в публичных выступлениях Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Иванов Александрович.

В этих обстоятельствах было принято решение об увеличении налогового бремени лиц, инициирующих судебное разбирательство в арбитражных судах, а также лиц, инициирующих пересмотр уже принятых судебных актов. Это решение если и не приведет к «разгрузке» системы арбитражных судов, но точно обеспечит увеличение доходной части государственного бюджета.

Новые размеры государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера в арбитражный суд установлены пп. 1 п. 1 ст. 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — «НК РФ»). Сравнительная таблица, которая приведена ниже, поможет оценить степень и характер произошедших изменений:

Сравнительная таблица изменения размера государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера в арбитражный суд
СТАЛОБЫЛО
Цена иска
(руб.)
Размер госпошлины
(% от суммы иска)
Цена иска
(руб.)
Размер госпошлины
(% от суммы иска)
До 100 0004 %, но не менее 2 000 руб.до 50 0004 %, но не менее 500 руб.
50 000—100 0002 000 руб. + 3 % от суммы, превышающей 50 000 руб.
100 001—200 0004 000 руб. + 3 % от суммы, превышающей 100 000 руб.100 001—500 0003 500 руб. + 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.
200 001—1 000 0007 000 руб. + 2 % от суммы, превышающей 200 000 руб.500 001—1 000 00011 500 руб. + 1 % от суммы, превышающей 500 000 руб.
1 000 001—2 000 00023 000 руб. + 1 % от суммы, превышающей 1 000 000 руб.свыше 1 000 00016 500 руб. + 0,5 % от суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 100 000 руб.
свыше 2 000 00033 000 руб.+ 0,5 % от суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.

Из таблицы усматривается, что изменилась градация размеров государственной пошлины в зависимости от цены иска:

Можно отметить, что размер госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера в любом случае не может быть менее 2 000 руб. (ранее — 500 руб.) и более 200 000 руб. (ранее — 100 000 руб.).

Что касается исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными, то размер уплачиваемой за из рассмотрение пошлины возрос в два раза и составляет теперь 4 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 333.21. НК РФ), что отражает проводимый в жизнь принцип стабильности гражданского оборота.

В два раза увеличился размер госпошлины при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, и составляет теперь 2000 рублей (пп. 12 п. 1 ст. 333.21. НК РФ). Это привело к удорожанию обжалования судебных актов.

Не секрет, что подача апелляционной жалобы «оттягивает» вступление судебного акта первой инстанции в законную силу, как минимум на один месяц. А если подать жалобу с недостатками (не приложить документы, подтверждающие оплату государственной пошлины, либо документы, подтверждающие направление копии апелляционной жалобы другим лицам, участвующим в деле и т.д.), то она может быть оставлена без движения (ст. 263 АПК РФ), как правило, на месяц. Таким образом, с момента объявления резолютивной части решения по делу до вступления его в законную силу может пройти в среднем два-три месяца.

Надо отметить, что апелляционная инстанция (в частности, Девятый арбитражный апелляционный суд) принимает активные меры к воспрепятствованию недобросовестного использования института оставления апелляционной жалобы без движения, принимая апелляционные жалобы к производству, несмотря на явные недостатки, которые могут послужить основанием для оставления её без движения. При этом суд в определении о принятии жалобы к производству заявляет требования о предоставлении документов, которые не были представлены, в судебное заседание. Если документы, подтверждающие оплату государственной пошлины не были представлены заявителем, то апелляционный суд принимает решение о взыскании государственной пошлины с заявителя жалобы, что отражается в резолютивной части постановления.

Справедливо предположить, что увеличение суммы судебных расходов (cумма государственной пошлины в силу ст. 101 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации относится к судебным расходам) даст толчок к более активному применению инструментов мирного урегулирования споров. Не исключено, что в ближайшее время по некоторым категориям арбитражных дел применение процедур мирного урегулирования станет обязательным, поскольку это может существенно снизить нагрузку на систему арбитражных судов.

По нашему мнению, увеличение размера государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, окажет положительное влияние на качество арбитражного судопроизводства.